Воспитание чувства доброты и милосердия

Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.  

                                                             (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. "Толковый словарь русского языка") 

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия.. То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся - больных, инвалидов, престарелых. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и  будут нуждаться в той или иной поддержке.  Деятельное проявление милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.

Как  воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают:

1. этические беседы с ребёнком, которые способствуют  развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо;

2. пословицы и поговорки

  • ласковое слово не трудно, а споро.
  • ласково слово - что весенний день.
  • и у курицы сердце есть.
  • доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
  • доброе слово лучше мягкого пирога.
  • любить друга - любить себя;

3. игры, в которых у детей  проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае» и т. д.

4. чтение художествен­ные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков  «Дядя Сте­па», В. Катаев  «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина  «Посидим в тишине», ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают  детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Очень важно, чтобы дети  распространяли гуманные чувства не только на себя, но и  умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie